СЕМЬ НАВЫКОВ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ

В ЦЕНТРЕ – ОБЛАДАНИЕ. Движущей силой для многих является обладание чем-либо – не только чем-то осязаемым, материальным, как, например, модная одежда, дом, машина, яхта, драгоценности, но также и такими нематериальными вещами, как слава, успех или положение в обществе. Большинству из нас по собственному опыту известно, как ненадежен такой центр, поскольку он подвержен влиянию множества сил и может быстро исчезнуть.

Если мое ощущение внутренней безопасности заключено в моей репутации или в вещах, которые я имею, то моя жизнь будет протекать под постоянной угрозой, что все эти сокровища я потеряю или их украдут, или они утратят ценность. Если рядом со мной человек, превосходящий меня в богатстве, славе или общественном положении, я чувствую себя приниженно. Если он уступает мне в этих вещах – я чувствую свое превосходство. Моя самооценка постоянно колеблется. Я лишен ощущения стабильности, устойчивости своего положения. Я постоянно пытаюсь защитить и обезопасить свое имущество, положение и репутацию. Все мы наслышаны о самоубийствах людей, которые лишились состояния из-за падения курса акций или утратили славу в результате политических перемен.

В ЦЕНТРЕ – УДОВОЛЬСТВИЯ. Еще один распространенный центр, близкий к ориентации на обладание, это развлечения или получение удовольствия. Мы живем в мире, который предлагает огромное количество развлечений и удовольствий и который побуждает к этому. В наибольшей степени человеческие ожидания в этой области формируются телевидением и кино. Они ярко и заманчиво показывают, что может иметь и чем может заниматься человек, живущий легко и в свое удовольствие.

Однако в то время как внешний блеск такого стиля жизни нам показывают во всех деталях, его естественные последствия – влияние на внутренний мир человека, на его продуктивность и отношения с другими людьми – мы можем наблюдать весьма редко.

Невинные развлечения в разумных дозах позволяют отдохнуть и телу, и душе и могут идти на пользу семейным отношениям и отношениям с другими людьми. Однако развлечения сами по себе не приносят глубокого, продолжительного удовлетворения и ощущения полноты жизни. Человек, сосредоточенный на удовольствии, слишком быстро пресыщается тем, что уже испытал, и требует все новых и новых удовольствий. И каждое очередное должно быть масштабнее и лучше, впечатлять сильнее, приносить большее

 

наслаждение. Человек в таком состоянии практически впадает в нарциссизм и все в жизни начинает воспринимать сквозь призму удовольствий, которые он может получить прямо здесь и сейчас.

Слишком много праздников, которые длятся слишком долго, слишком много кино, телевизора, видеоигр, слишком много расслабляющего свободного времени, когда человек привыкает идти по пути наименьшего сопротивления, и, растрачивая время, – растрачивает жизнь. Способности человека остаются не разбуженными, таланты не развиваются, сознание и душа погружаются в летаргию, а в сердце возникает пустота. Где же внутренняя безопасность, ориентированность, мудрость и власть? На самой нижней точке развития, в удовольствии улетающих мгновений.

Вот как пишет Малколм Магджеридж в «Откровении двадцатого века»:

«Оглядываясь на прожитую жизнь, – а это со мной иногда случается, – я сильнее всего поражаюсь тому, что всё, некогда казавшееся нам самым важным и привлекательным, теперь представляется самым нелепым и абсурдным. Например, успех во всевозможных его проявлениях; известность и слава; мнимые удовольствия вроде зарабатывания денег, обольщения женщин или путешествий – метаний по всему белу свету, вдоль и поперек, подобно Сатане, стремясь попробовать все, что предлагает Ярмарка Тщеславия. С позиции нынешнего дня все эти старания ублажить себя кажутся не более чем мыльным пузырем, тем, что Паскаль называл «облизыванием земли».

В ЦЕНТРЕ – ДРУГ/ВРАГ. Помещать друзей в центр своей жизни особенно свойственно молодым людям (хотя и не только им). В юном возрасте для человека исключительно важно быть принятым в общество сверстников и принадлежать их компании. Источником всех четырех жизнеобеспечивающих факторов становится искривленное и постоянно меняющееся социальное зеркало, порождающее высокую зависимость от меняющихся настроении, чувств, отношения и поведения других.

В центре может находиться и один друг. В этом случае отношения становятся похожими на брачные и порождают эмоциональную зависимость от одного человека, раскручивание спирали «любовь-ненависть» и негативное взаимодействие.

А что бывает, когда в центр жизни ставят врага? Большинству людей это и в голову прийти не может, и, вероятно, никто не сделает это осознанно. И тем не менее концентрация на враге – явление очень распространенное, особенно, когда люди, находящиеся в серьезном конфликте, вынуждены общаться друг с другом. Стоит человеку почувствовать, что с ним несправедливо обошлись, а личность обидчика для него является социально или эмоци­онально значимой, как он легко позволяет этой несправедливости поглотить себя и делает обидчика центром своей жизни. Вместо того, чтобы проактивно управлять своей жизнью, человек, сконцентрированный на враге, контр-эависимо реагирует на поведение и отношение к себе воображаемого противника.

Яндекс.Метрика