Экстремальное программирование

Аннотация: Эта книга об экстремальном программировании. Экстремальное программирование, часто обозначаемое аббревиатурой «XP» – это упрощенная методика организации производства для небольших и средних по размеру команд разработчиков, занимающихся разработкой программного продукта в условиях неясных или быстро меняющихся требований. Данная книга предназначена для того, чтобы помочь вам определить, оправдано ли применение XP в вашей ситуации…

Кент Бек Экстремальное программирование Посвящается моему отцу, а также благодарю Синди (Cindee Andres), мою жену и партнера, за то, что она требовала, чтобы я не обращал на нее внимания и писал. Спасибо Бетани (Bethany), Линкольну(Lincoln), Форресту (Forrest) и за то, что они не отвлекали меня и предоставили мне писать.

О серии ХР Экстремальное программирование (Extreme Programming), часто обозначаемое аббревиатурой ХР, – это дисциплина разработки программного обеспечения и ведения бизнеса в области создания программных продуктов, которая фокусирует усилия обеих сторон (программистов и бизнесменов) на общих, вполне достижимых целях. Команды, использующие ХР, производят качественное программное обеспечение с весьма большой скоростью. Методики, которые входят в состав дисциплины ХР, описанной в данной книге, выбраны из-за того, что они основаны на человеческом творчестве и принятии того, что человек является существом неустойчивым и подверженным ошибкам. ХР часто представляется как набор методик, однако сама по себе ХР не является финишной линией. Вам не надо все лучше и лучше практиковать и развивать ХР для того, чтобы в конце этого процесса получить долгожданную золотую звезду. Напротив, ХР – это линия старта. ХР ставит вопрос: «Насколько минимальными могут быть наши усилия для того, чтобы мы могли продолжать производить качественное программное обеспечение?» Начало ответа на вопрос звучит так: если мы хотим разрабатывать качественные программы без суматохи и путаницы, мы должны быть готовыми целиком и полностью внедрить у себя в команде несколько методик, которые мы собираемся использовать в полной мере. Если мы будем использовать эти методики наполовину, проблемы останутся и, чтобы их решить, необходимо будет перейти к использованию методик в полной мере. Если мы ограничимся полумерами, с течением времени мы в них запутаемся настолько, что не сможем понять, что то основное, что создается трудом программистов, возникает на свет благодаря программированию. Я сказал «начало ответа на» так как продолжения на самом деле не существует. Люди, создававшие и внедрявшие ХР, тоже думали над решением этого вопроса. Попробовав использовать ХР, они перешагнули порог и побывали в неизведанном. Вернувшись, они рассказали свою историю. Изложенные ими мысли – это указатели, расставленные вдоль дороги: «Здесь живут драконы», «Через 15 км открывается хороший вид», «Этот участок опасен во время дождя». Прошу прощения, но мне пора идти программировать. Кент Бек, консультант серии

Предисловие

Экстремальное программирование ( eXtreme Programming , XP) определяет кодирование как ключевую и основополагающую деятельность при работе над программным проектом. Возможно, что это неправильно! Думаю, что стоит вспомнить о моем собственном опыте разработки программного обеспечения. Я работаю в среде, где разрабатываемый продукт постоянно находится в работоспособном состоянии, и при этом в него постоянно вносятся изменения. Сроки выпуска очередной работоспособной версии чудовищно сжаты, и при этом над всем этим нависает огромный технический риск. В подобной среде способность поправить своего соратника – это искусство, без которого не выжить. Обмен информацией как внутри некоторой команды, так и между несколькими командами, которые часто разделены географически, выполняется при помощи кода. Мы читаем код для того, чтобы понять устройство новых или модифицированных программных интерфейсов системы. Жизненный цикл и поведение сложных объектов определяются с использованием тестовых случаев, то есть снова при помощи кода. Сообщения о возникающих проблемах сопровождаются тестовыми случаями, демонстрирующими проблему, для этого опять используется код. Наконец, мы постоянно заняты улучшением существующего кода, делая его более производительным, более гибким, более понятным. Очевидно, что в подобных условиях разработка программного продукта почти целиком основана на кодировании, однако при этом нам удается с успехом завершать проекты к сроку, таким образом, данный подход вполне жизнеспособен. Не следует делать вывод, что все, что вам потребуется для успешной реализации программного проекта, – это безоглядное ожесточенное программирование. Разрабатывать программное обеспечение очень непросто, а разрабатывать качественное программное обеспечение и при этом завершать работу в срок – еще сложнее. Чтобы описанный мною подход сработал, необходимо последовательное применение важных дополнительных правил и методик. Именно с этого Кент Бек (Kent Beck) начинает свою побуждающую к размышлениям книгу об ХР. Кент был среди тех руководителей компании Tektronix, которые осознали огромный потенциал, заложенный в методике программирования в связанных парах при разработке сложных инженерных приложений в среде Smalltalk. Вместе с Бардом Каннингхемом (Ward Cunningham) Кент стал вдохновителем развития методики программирования по образцам (ее еще называют программированием с использованием паттернов – patterns programming [1] , которая в значительной степени повлияла на мою собственную карьеру. В рамках ХР описывается подход к разработке программного обеспечения, который сочетает в себе методики, используемые многочисленными успешно работающими разработчиками, которые изучили множество литературы, посвященной организации труда программистов, и опробовали на практике множество методов и процедур разработки программного продукта. Как и программирование по образцам, ХР формирует набор наиболее эффективных методик, таких как тестирование программных модулей, программирование парами и переработка кода. В рамках ХР эти методики скомбинированы таким образом, чтобы дополнять и часто контролировать друг друга. Основная цель данной книги – рассказать о взаимодействии и совместном использовании различных методик. У всех методик программирования одна цель – создание программного продукта с заданной функциональностью к заданному сроку. Предлагаемый OTI весьма успешный процесс Just In Time Software не является ХР в чистом виде, однако между этими двумя подходами очень много общего. Я сотрудничал с Кентом и использовал описанные в рамках ХР эпизоды при работе над небольшим, но небезызвестным проектом под названием JUnit [2] . Его взгляды и подходы к разработке программ всегда за ставляли меня задумываться над тем, как лично я привык работать над программным проектом. Без сомнения, ХР ставит под вопрос многие традиционные подходы, используемые в индустрии программирования. Прочитав данную книгу, вы сможете самостоятельно решить, надо ли вам применять ХР в своей работе или нет. Эрих Гамма (Erich Gamma) Введение Эта книга об экстремальном программировании ( eXtreme Programming , XP). Экстремальное программирование – это упрощенная методика организации производства для небольших и средних по размеру команд специалистов, занимающихся разработкой программного продукта в условиях неясных или быстро меняющихся требований. Данная книга предназначена для того, чтобы помочь определить, оправдано ли применение ХР в вашей ситуации. Для многих ХР выглядит набором вполне приемлемых и оправданных с точки зрения здравого смысла методов организации труда. Тогда почему программирование в соответствии с методиками ХР называется экстремальным? Дело в том, что ХР доводит использование многих общепринятых и широко используемых принципов программирования до экстремальных уровней. • Если пересмотр кода – это хорошо, значит, мы будем пересматривать код постоянно (программирование парами); • Eсли тестирование – это хорошо, каждый участник проекта будет тестировать код программы постоянно (тестирование модулей), даже заказчики (функциональное тестирование); • Eсли проектирование – это хорошо, значит, проектирование надо сделать составной частью повседневной работы каждого из участников проекта (переработка кода); • Eсли простота – это хорошо, значит, мы должны сохранять в системе наиболее простой дизайн, обеспечивающий текущий требуемый уровень функциональности (наиболее простая вещь, которая, скорее всего, сработает); если архитектура важна, значит, каждый из участников проекта будет постоянно работать над определением и пересмотром архитектуры (метафора); • Eсли интеграционное тестирование важно, значит, необходимо собирать и тестировать разрабатываемую систему несколько раз на дню (продолжающаяся интеграция); • Eсли небольшие итерации – это хорошо, необходимо сделать итерации очень, очень маленькими – секунды, минуты, может быть часы, но не недели и месяцы, и ни в коем случае не годы (игра в планирование). Когда я впервые решил сформулировать для себя суть ХР, я представил себе набор рукояток на пульте управления. Каждая рукоятка соответствовала некоторой методике, о которой из своего личного опыта я знал, что она вполне эффективна. Каждая рукоятка позволяла использовать ту или иную методику в определенной степени: от 1 до 10. Я попробовал установить все рукоятки в максимально возможное положение (10) и с удивлением обнаружил, что полный набор рассматриваемых мной методик остается стабильным, предсказуемым и гибким. ХР формирует два набора обещаний: • Программистам ХР обещает, что каждый из них будет работать над решением действительно важных задач каждый рабочий день. Каждый из них никогда не окажется в затруднительном положении в одиночку. Каждый из них будет способен сделать все от него зависящее для того, чтобы сделать разрабатываемую систему удачной. Каждый из них будет способен принять решение именно в той области, в которой он компетентен, и если в некоторой области он не достаточно компетентен, он не будет участвовать в принятии решения. • Заказчикам и менеджерам ХР обещает, что они получат максимальную возможную отдачу от каждой недели работы над проектом. Каждые несколько недель они будут способны увидеть прогресс в достижении заданных ими целей. Они получат возможность изменить направление развития проекта в самой середине разработки, не опасаясь при этом дополнительных экстраординарных затрат. Если говорить коротко, ХР обещает снизить связанный с проектом риск, улучшить реакцию на изменение бизнеса, улучшить производительность работы над проектом и сделать процесс разработки программного обеспечения более приятным – и все это в одно и то же время. Я не шучу, хватит смеяться. Просто прочитайте эту книгу, и вы сами сможете проверить, сошел ли я с ума. Данная книга

Яндекс.Метрика